Страница 1 из 1

24.08 - 4.09.2004 Берлин - София - Париж

Добавлено: Вс сен 12, 2004 23:16
Vasily
Берлин – София – Париж за 150 гривен

24.08 – 4.09.2004. Vasily


(фото в конце текста)

О подготовке этого проекта, как ни странно, знали многие мои знакомые. Слухи распространялись со скоростью анекдота, хотя я никаких рекламных действий не проводил.
Маршрут «Берлин – София – Париж» пройден в период с 24 августа по 4 сентября. На маршрут вышли три участника, но одного из них, к сожалению, на 380 километре пути после серьезной поломки велосипеда решено было усадить в автобус и пожелать счастливого пути домой. Остальные два участника успешно прошли весь маршрут, длиной 1140 км, пролегающий по семи областям Украины и Молдове. Вообще то было заявлено 830, но маршрут заметно удлинился из-за ряда причин. Этот поход был заявлен как поход третьей категории сложности.

Настоящая информация является предварительной, полный отчет в стадии подготовки. Следует также иметь в виду, что приведенные факты из жизни местного населения могут быть случайными, а некоторые выводы могут быть субъективными и неверными для другого времени года и других районов.

Географическая справка. Село Берлин находится в шести километрах на северо-запад от города Броды Львовской области, село София – в двадцати километрах на север от города Бельцы в Молдове, а село Париж, конечно, в Одесской области, в десяти километрах северо-западней райцентра Арциз.

Маршрут проходит по нетрадиционным и редко посещаемым туристами районам. Интернет забит отчетами по Крыму, достаточно информации по Карпатам, а по интересующему нас региону был найден лишь один отчет по Западной Украине ( http://nsou.org.ua/travel/west_ukraine/page_01.htm ), причем, он на наш взгляд проходил не по самым интересным местам этого региона. Также интерес может представлять отчет http://velopiter.spb.ru/rep/moldova/index.htm . Он ни на одном участке не совпадает с нашим маршрутом, но хотя бы проходит через Молдову. У народа срабатывает какой-то странный стереотип мышления. Если на природу – то только в Крым. Если в парк – то только в Умань. Хотя, поднатужившись можно назвать до десятка памятников дворцово-парковой архитектуры, по красоте не уступающих Умани.

Вот фраза из одного из описаний Тернопольской области ( http://a-v.net.ua/socium/61/print ): «По красоте здешней природы эту область сравнивают со Швейцарией. Плюс – область является самой экологически чистой в Украине». С утверждением о красоте природы вряд ли не согласится кто-либо бывавший там. Независимо от Швейцарии. Да и неудачное это сравнение, поскольку сразу принижает этот район относительно эталона. Да и выбор Швейцарии в качестве эталона вряд ли является уместным, поскольку из нас никто там не был (в этом сравнении срабатывают все те же стереотипы – Крым, Умань, Швейцария, …).

Когда после похода еще раз анализируешь маршрут, то убеждаешься, что масса интересного осталась где-то рядом в стороне от маршрута. За последние полтора года мы сделали третий большой поход в этом районе и каждый раз у всех возникает желание туда вернуться и пройти еще где-нибудь рядом параллельным маршрутом. Здесь сосредоточена масса очень интересных объектов природы, истории, культуры. На сей раз мы не посещали Кременецкие горы и Толтры (Медоборы) – мы там были раньше. Маршрут пересекал Вороняки – продолжение Кременецких гор, проходил вдоль Днестровского каньона, через южные отроги Толтр (ниже Дунаевцев в Хмельницкой области), пересекал границу с Молдовой в Могилеве-Подольском, и далее проходил через всю Молдову, через Кодры, завершался на юге Одесской области. Более подробно нитка маршрута и график движения приведены в таблице.

Изображение

В рамках одного похода охвачены различные регионы по климату, ландшафту, народным традициям, культуре, религии, языку. Специфика каждого региона особенно хорошо видна, когда есть возможность сравнить разные регионы.

Климат. Отличия климата в разных районах маршрута нами непосредственно не ощущались, но визуально совершенно четко были видны по растительности. В начале маршрута нас окружали могучие сосновые леса, которые затем сменились смешанными, затем буковыми, затем дубовыми, а в конце маршрута встречались редкие посадки акации и серебристого лоха. Если в северной части маршрута часто встречались густые заросли крапивы, то в южной ее место заняла полынь.

Исторические памятники. Я где-то видел официальную статистику о том, что треть замков и крепостей Украины сосредоточены в небольшой Тернопольской области. Не знаю сколько на самом деле третей, но то, что плотность этих объектов весьма велика – это факт. Причем, многие из них находятся в заброшенном и крайне запущенном состоянии. Например, Тараканов форт неподалеку от города Дубно (но это в Ровенской области). Несмотря на значительные его размеры мы его долго искали. Он полностью находится в лесу и с первого раза нам не удалось найти ту самую лесную дорогу. Форт представляет собой лесной холм, окруженный рвом пятиметровой глубины с обложенными кирпичом стенами Внутрь холма ведет подземный тоннель длиной порядка 200 м. Тоннель выводит к достаточно большому двухэтажному зданию, крыша которого находится на уровне земли. Все заросло деревьями и травой – ощущение, как будто попал в заброшенный буддийский храм где-нибудь в джунглях Таиланда. Ряд ходов ведет вниз, в подземелье. Наша офонарительность была крайне незначительной, поэтому вниз мы не ходили. Вернувшись домой я обнаружил подробную информацию на сайтах http://znakhidka-ru.narod.ru/fort.htm , http://sk.vlasenko.net/tarakanov . Мы блуждали по форту около часа, но ни единой живой души не встретили, хотя цивилизация в виде села Тараканов и автотрассы Львов-Ровно – рядом. Да и следов пребывания человека на территории форта не так много, как могло бы быть.

Другим впечатляющим объектом был замок в Подгорцах 1635-40гг. Вот что о нем пишут на http://nashkray.kiev.ua/lviv.htm : «В ансамбль входят: дворец, окруженный системой рвов и валов, костел св. Иосифа и Воздвижения (1752-66гг.), въездные ворота в стиле барокко (18в.) и парк с парковыми сооружениями (17-18вв.). История замка такова. В 1635 году гетман Станислав Конецпольский решил показать Европе "кузькину мать" и построить дворец, который превзошел бы по красоте и роскоши все европейские королевские резиденции. Именно в Подгорцах за десять лет до появления Версаля итальянец Дель Аква с французом Бопланом построили "резиденцию для утех и отдыха". Сюда съезжались все европейские монархи. В Подгорцах выступал крепостной театр, проводились роскошные балы. Когда сюда приехал Петр I, его, судя по всему, задавила большая зеленая жаба. Ибо по приезде во град имени себя любимого монарх повелел начать постройку Петродворца….» И далее коротко изложена печальная история этого дворца. Но он выжил и несмотря на запущенность продолжает впечатлять своим великолепием и былым величием.

Неподалеку в Олеськове находится другой замок, и если верить http://nsou.org.ua/travel/west_ukraine/page_01.htm он еще более интересен. Но это будет следующий раз. Если осматривать каждый замок, то в Париж до Нового Года нам не доехать. В тех же Подгорцах находится еще монастырь, в который мы также не заезжали.
Вдоль маршрута находились руины замка в Бродах, замок-крепость в Бережанах крепость в Бучаче, остатки скального монастыря южнее Бучача, замок в Язловце, Червоноградский замок возле Джуринского водопада, вал и крепостные ворота в Окопах, крепость в Хотине, большое количество памятников архитектуры в Каменце-Подольском, крепость в Сороках и т.д. Многие из них мы внимательно не осматривали, поскольку были там ранее.

Религия, культура, обычаи. Отличия в культуре, религии, обычаях народов вдоль маршрута были значительны. Во львовской и тернопольской областях господствует греко-католическая церковь. Здесь вдоль дорог множество статуй Божей Мтери, Христа, бесконечное количество капличек. Здание каждой церкви дышит свежим евроремонтом. При этом нередко где-то рядом чернеет силуэт полуразрушенного римско-католического костела. Православные церкви в Хмельницкой и Винницкой областях значительно более аскетичны. Молдавские церкви несколько отличаются от тех и других своей архитектурой, вместо капличек часто встречаются большие деревянные кресты, сверху полукругом укрытые листом оцинкованного железа с резными узорчатыми краями. Эти кресты украшены множеством иконок, искусственных цветов, всяких украшений.

Тернопольскую область мы пересекали накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы. Двигаясь на юг к городу Монастыриск мы с удивлением обнаружили, что мы чуть ли ни единственные, кто движется в южном направлении. Навстречу непрерывным потоком шли группы людей численностью от 3-5 до 30-40 человек. В некоторых из них впереди несли большой крест, а группу возглавлял священник. Было много не просто молодых людей, а детей 10 – 12 лет. У большинства, включая старушек весьма преклонного возраста, за спиной – маленький рюкзачок. Позднее мы выяснили, что все шли в Зарваницу, где находится чудотворная икона той самой Пресвятой Богородицы.

В день праздника в 12 часов во всех селах у церквей шли службы. Там собиралась большая часть жителей села, которые осуждающими взглядами провожали нас за то, что мы продолжаем заниматься своим делом – ездой, а не принимаем участие в богослужении. Но главной чертой любого праздника все же является возможность хорошо выпить и закусить. В воскресенье к вечеру непросто было встретить трезвого мужика.

Вдоль маршрута много памятников воинам Советской Армии. Кроме того, поставлено немало памятников противоборствующей стороне - борцам за волю Украины. Нередко они располагаются рядом. В одном из сел на памятнике советским воинам с гранитной плиты сколупали звезду и водрузили туда тризуб, отчего памятник приобрел противоположный смысл. А в другом селе вплотную к фигуре советского солдата поставили каменный крест, а ниже этой композиции поместили список всех погибших, независимо от того, кто за что воевал. По дороге из Брод на Львов справа на холме огромная плита с надписью «Вечная память всем, кто покоится здесь». Коротко и понятно о чем. Южнее города Броды за небольшой долиной начинаются холмы Кременецких гор и Вороняков. Там мы несколько раз встречали большие кресты в память, погибших бойцов, как было написано, украинской дивизии «Галичина». Но ведь это неправильное название этой дивизии. Так немцы и позволили создание каких-то там украинских дивизий. На самом деле она называлась «14-я пехотная дивизия СС «Галичина» и задачи решала соответствующие «СС». Если уж настаивать на правде, то говорить всю правду.

Память о прошлом у местного населения достойна уважения. Еще во время прошлого похода в урочище Гурбы (северо-восточные отроги Кременецких гор) посреди глухого леса мы неожиданно наткнулись на ухоженную могилу сотника УПА. А наши заброшенные памятники посреди города наверняка завидуют заботе о той могиле в дремучем лесу.

В Тернопольской и Львовской областях абсолютно отсутствуют памятники Ленину. При этом удивительно много памятников Шевченко. Возникает подозрение, что в духе советских традиций памятники Ленину просто «переоборудовали» в памятники Шевченко. Такое подозрение выглядит особенно правдоподобным, когда в небольшом селе на расстоянии ста метров стоят два памятника Шевченко (например, село Кривче Тернопольской области). В Хмельницкой и Винницкой областях памятников Шевченко заметно поменьше, зато встречаются памятники Ленину.

А вообще вопреки идеологическим, религиозным и прочим катаклизмам, периодически потрясающим эту местность, народ здесь крайне приветливый и доброжелательный. Невзирая на то, что по официальным данным в Тернопольской области самая низкая зарплата на Украине, нужно видеть насколько аккуратны дома, дворы и дворовые постройки. Здесь не часто встречаются крутые особняки, но все что сделано, сделано добротно и красиво. Например, в селах в верхней части р.Джурин нередко встречается чеканка по листу алюминия. В некоторых случаях из таких листов сделаны ворота, а в некоторых – целые заборы. Представьте себе трудоемкость. Ну кому у нас пришло бы в голову тратить столько сил и времени на забор, чтобы делать из него произведение искусства?

Язык. В Украинской части маршрута с населением мы общались на украинском. В Молдове общение было на русском и проблем никаких не было. А такие города, как Бельцы, видимо, такие же молдавские, как Одесса – украинский. Везде слышна русская речь. В небольшом селе в центре Молдовы после того, как в магазине я сделал необходимые покупки, общаясь на русском, с удивлением обнаружил, что между собой местные общаются на украинском.

Особый разговор о колодцах. В Тернопольской и Львовской области это своеобразный предмет культа. Каждый колодец – это маленькое здание, где живет вода. Он полностью закрыт от ветра и дождя стеклянными окнами, нередко с резными ставнями, аккуратно выкрашен разными цветами. Внутри этого домика для воды (язык не поворачивается назвать его колодцем) часто установлена икона. И такое – в каждом дворе. Колодцы просто на улице встречаются крайне редко. Чтобы набрать воду нужно стучаться к кому-нибудь. Но проблем у нас здесь никаких не было. Хозяева обычно либо приветливы, либо крайне приветливы.

В Хмельницкой области, которая больше времени была в составе Советского Союза, нравы более простые и коммунистические. Много колодцев прямо на улице (хотя есть и во дворах). Конструкции их более простые, не всегда кому-то приходит в голову их выкрашивать, тем более, разными цветами. В вопросах икон у колодцев – здесь торжество атеизма.

В Молдове с колодцами – полный коммунизм. Их множество. Они стоят не только в селах, но и просто в степи вдоль дороги, у каждой развилки – так это точно. Правда, не везде есть ведра. Здесь мы поняли бессмысленность таскания с собой запасов воды. В большинстве случаев колодец стоит не сам по себе, а внутри беседки с лавочками, где можно укрыться от дождя или солнца. Крыша беседки из оцинкованного железа с резными краями и всякими узорными прибамбасами.

Интересные природные объекты. Поскольку мы не первый раз в этой местности, то к некоторым объектам мы шли осознанно, зная что нас ждет. Одним из таких объектов был каскад Русиловских водопадов ( http://tusovka.if.ua/forum/index.php?s= ... &f=2&t=365 ) на одном из ручьев, впадающих в Стрыпу. Этот ручей считается самым водопадистым на Украине. На километровом участке наблюдается двенадцать водопадов высотой до 10м. Нужно отметить, что за последние два года вид ручья и водопадов заметно изменился.

Другим ярким объектом является Червоноградский или Джуринский водопад. Здесь с высоты 16 метров обрушивается не ручеек, а целая река за несколько километров до впадения в Днестр. Очень живописным является не только сам водопад, но и речное ущелье, поросшее лесом. Здесь же находится мечта толкинистов – двухбашенный замок. Он совершенно потрясающе выглядит на фоне зеленых лесных склонов в лучах заходящего солнца.

На живописном повороте реки Джурин мы на крутом склоне обнаружили обрушившийся карниз и заваленный вход в пещеру. На стене виднелись остатки сталактитов. Было велико желание отрыть вход, тем более, что некоторые звери для себя это уже сделали. Возможно, мы нашли эту пещеру: http://www.bi.te.ua/rus/Speleo/caves/dzhur.html , а может другую - тут нужна консультация квалифицированных спелеологов.

Очень живописным является Днестровский каньон ( http://greblo.org.ua/tour/riversua/dnis ... tr2004.php , http://users.g.com.ua/~igrom/4storony/s ... 7_var1.txt ) с крутыми, местами скалистыми берегами, средняя высота которых 150 - 200 метров. Очень жаль, что предполагавшийся в рамках этого похода сплав по Днестру пришлось отменить. Также очень живописны ведущие к Днестру ущелья, например, Шуртоминское, Бережанское. В этом походе мы их не посещали, поскольку были там раньше.

Ущелья притоков Днестра восточнее Каменца-Подольского (Студеница, Ушица, Калюс), которые мы пересекли поперек, выглядят еще более впечатляюще, чем ущелья Стрыпы и Джурина, которые мы прошли вдоль. Интересно было бы проложить более детальный маршрут по этим ущельям.

В Молдове Цаульский парк ( http://www.turism.md/rus/topheritage/41 ), живописные виды Молдавских Кодр нас не очень впечатлили. Наверно, сказывалась общая усталость от изобилия увиденного.

Технические сложности на маршруте. Общий набор высоты, несмотря на, казалось бы, равнинную местность, составил более 9 тыс. метров. На маршруте пресеченность местности определялась двумя факторами: участки горных хребтов, возвышающиеся над равнинными долинами (отроги Кременецких гор в начале маршрута и хребты Кодр в конце), а также глубокие ущелья притоков Днестра, да и самого Днестра, пропилившие равнинную местность. В обоих случаях склоны покрыты густым лесом. Достаточно часто встречались подъемы и спуски с уклонами порядка 10-15%, а иногда и более. Глубина речных ущелий достигает двухсот метров. Пройдены вдоль участки ущелий рек Стрыпа и Джурин с переходами рек вброд, с лесными завалами, передвижением иногда без троп, поскольку их в нужном направлении не было. Остальные ущелья пройдены в поперечном направлении. Вдоль речек, там, где крутые склоны несколько отступают и образуются небольшие долины легко и приятно ехать по едва заметной дороге или просто по траве. В местах, где речка зажата крутыми склонами, тропа нередко теряется и приходится карабкаться по склонам или идти по речке. Иногда через речки перекинуты навесные мостики а на малых речках – переброшены бревна. Для этого просто подпиливают растущее на берегу дерево и устанавливают с одной стороны перила. Правда, прочность этих перил часто очень сомнительна – они колышатся от дуновения ветра. Часто приходится преодолевать ручьи, впадающие в речки. Обычно это делалось с ходу, но иногда велосипеды приходилось проводить пешком.

Из-за неточности имеющейся у нас карты Молдовы в районе села Лозова мы сбились с основной дороги и, чтобы не возвращаться, вынуждены были просто двигаться в южном направлении вверх по лесистым склонам, оврагам и едва заметным тропам до пересечения с автотрассой на вершине хребта. Путь получился чуть короче, но заметно круче. На подъеме нас подстерегали две новости, одна хорошая – периодически на склонах встречались виноградники, вторая плохая – виноград был винных сортов и еще весь зеленый, хоть и розовый снаружи.

При наличии приличной дороги обычно длина подъемов и спусков как в речных ущельях, так и на горных хребтах составляла величину порядка 3 км, иногда больше. Большинство подъемов преодолевались пешком. Запомнился приятный спуск длиной 8,5 км в районе города Калараш. За двумя поворотами серпантина следовал длинный прямой участок. Скорость на всем спуске была приличной и достигала 65 км/час.

В Одесской области перепад высот в Тарутинском районе из-за большой ширины долины реки Когильник визуально кажется небольшим, но он также достигает 200 метров. Перед Тарутино есть крутой асфальтовый спуск, который заканчивается двухсотметровым участком брусчатки. Булыжники в этой брусчатке настолько многогранны, что если необдуманно разогнаться на асфальтовом спуске, то потом очень проблематично усидеть в седле и удержать руль на брусчатке.

Среди целей похода была и проверка возможности совместного проведения велосипедных и водных походов. В середине велопохода в рамках велодневок предусматривался сплав по Днестру (водный поход первой категории сложности). При этом группа должна была действовать автономно и все водное снаряжение перевозить на велосипедах. К сожалению, от водной части маршрута пришлось отказаться. Главной причиной этого было то, что на маршрут не смогли выйти два ключевых участника. Делать быстрые замены в предпоходной суете, брать не вполне подготовленных людей было делом рискованным. Воду с велосипедом мы, безусловно, скрестим, но несколько позже.

Технология перехода пограничных пунктов на Украинско-Молдавской границе вроде бы отработана и не составляет проблем при наличии гражданского паспорта. Нужно сказать, что маршрутная книжка, выданная одесским городским клубом туристов, сыграла свою положительную роль. Как только у таможенников(как украинских так и молдавских) возникало желание осмотреть содержимое наших рюкзаков, мы им тут же подсовывали этот документ с печатями. Желание смотреть рюкзаки всегда пропадало. Но возникало желание посмотреть загранпаспорта, поскольку в маршруте значились пункты Берлин и т.д. Мы им долго что-то объясняли, но, кажется, они так и не поняли, почему Берлин находится на Украине.

Проведенный поход был еще одним толчком для того, чтобы заняться топонимикой Украины и Молдовы. Кроме громких названий Берлин, София, Париж, на маршруте множество речек, населенных пунктов с неожиданными и непонятными названиями – Китайгород, несколько Дунаевов и Дунаевцев в Западной Украине и т.п. На самом тяжелом по пересеченке участке в Хмельницкой области нас подстерегало село Песец. Это село нам светило после нескольких подьемов из ущелий двухсотметровой глубины. Попытки узнать что-то о селе в интернете дали единственную информацию: «Так, в селе Песец Хмельницкой области собака умудрилась искусать восьмерых человек.» - http://mednews.com.ua/issues/sef/svodk_392.htm Приятная перспектива. Названия сел точно не случайны. Или взять, к примеру, село Хирова в Молдове. Мы поняли это предостережение только свернув с шоссе у этого села и проехав десяток километров по дороге, в честь которой названо село.

Дороги. На территории Украины у нас было три участка с интенсивным автомобильным движением. Это
- трасса Ровно–Львов на участке Дубно – поворот на Золочев за Бродами
- трасса Ив.Франковск–Тернополь на участке Монастыриск – Бучач
- трасса Черновцы – Хмельницкий на участке Жванец – Каменец Подольский
Езда на этих участках была не очень приятной из-за пролетающих мимо большегрузных автомобилей. Правда на трассе Ровно – Львов есть очень хорошие участки. Это там, где есть третья полоса (точнее нулевая). Ее можно трактовать, как укрепленную и заасфальтированную обочину. Она отделена сплошной линией от основной дороги и движения там нет (двух полос в одну сторону и так хватает). Вот такая себе велодорожка шириной три метра. Мечта! На всех остальных дорогах движение автотранспорта едва заметно.

Крайне неприятные воспоминания у нас от езды по Черновицкой области, особенно в районе села Ржавинцы. Дороги там обычно интенсивно засыпаны камнями размерами от песка до булыжников средних размеров. Движение – очень интенсивное, как для такой дороги. Причем, машины летают, не обращая внимания на качество дороги. Ездят они со страшным грохотом от камней, вылетающих из под колес и бьющихся о днище. Некоторые из камней со свистом проносятся мимо наших ушей. И все это в плотных клубах пыли, так что ни вздохнуть, ни осмотреться. Да еще жара около 30 и палящее полуденное солнце.

Как нам показалось, Молдова покрыта более густой сетью асфальтовых дорог, чем Украина. Обычно они с многочисленными выбоинами и латками, но ехать по ним довольно легко. В большинстве случаев дороги достаточно пустынны, нередко за час езды можно встретить две – три машины, но на пути у нас были три участка очень оживленного автомобильного движения:
- около 30 км дороги в районе г.Бэлць. Особенно неприятен участок сразу за городом. Узкая дорога почти без обочины с интенсивным движением грузовиков. Но километров через семь уже построена просторная дорога.
- участок от Кэлэрашь до Буковэц
- участок Хынчешт – Басарабска. Кроме интенсивного движения дорога неприятна тем, что она мелковолнистая, как будто асфальт ровняли не катком, а вручную, а также на дороге очень много латок.

Следует отметить специфику молдавских водителей. В большинстве они, видимо, не знают, что велосипед является транспортным средством, которое следует объезжать и выполнять все правила обгона. Обычно они сигналят, чтобы ты убрался с дороги и продолжают движение, не пытаясь сместиться слегка влево. Возможно это связано с тем, что велосипедистов на дорогах встречается мало. А может велосипедистов осталось мало, потому что такие водилы. Следует также отметить, что в Молдове неслабо развит гужевой транспорт.

В Молдове были сложности с ориентированием, поскольку некоторые села переименованы и их названия не совпадали с нашими картами. Кроме того, иногда на латинице эти названия пишутся достаточно неожиданно. Например, известный нам город Бельцы, который на кириллице на нашей карте записан как Бэлць, на латинице пишется как Balti.

Следует отметить значительно меньшее количество коровьего навоза на дорогах Молдовы, чем в Западной Украине, хотя коров на лугах вдоль дорог пасется немало. Навоз на дороге неприятен не столько сам по себе непосредственно, сколько после небольшого дождя, когда он раскисает и колесами автомобилей взбивается в жидкую кашицу. Слабым утешением являются утверждения специалистов, что это экологически чистый продукт. Другая неприятность от этих полезных представителей крупного рогатого скота связана с тем, что к своим излюбленным лугам вдоль речек они ходят по грунтовым дорогам. Если после дождя по такой дороге прошло стадо коров, а затем днем палящее солнце высушило эту дорогу (и такое повторилось несколько раз), то самая безобразная брусчатка покажется зеркально гладкой по сравнению с поверхностью этой дороги.

Еще одно интересное отличие. В Молдове мы не раз сталкивались с ситуацией, когда за селом дорога разбитая, либо без покрытия вообще, а в селе – гладкий асфальт. На Украине обычно картина противоположная.

Деньги. Для нас, как для жителей Украины проблемы с денежными знаками могли возникнуть только в Молдове. На момент нашего пребывания в обменниках города Бельцы можно было купить молдавские леи по курсу 2,15 леи за гривну. Мы обменялись днем ранее сразу перейдя границу, в селе Атаки. Обменник в этот момент был закрыт (мы не уверены, что он вообще работает, хотя табличка висит). Но с большим удовольствием готовы помочь с обменом представители многочисленных торговых точек. Тогда мы понятия не имели, какой здесь курс гривни, поэтому меняли наугад незначительную сумму. Нам поменяли по курсу 2,1 леи за гривну, утверждая, что именно такой курс в обменнике. Похоже на правду.

Подъезд и отъезд. На поезд Одесса – Львов билетов не оказалось, хоть мы и пытались их брать заблаговременно – конец августа. Пришлось ехать поездом Одесса – Ковель до Здолбунова, а оттуда до г.Броды своим ходом на велосипедах, что несколько удлинило маршрут. Отъезд из Арциза оказался проще, чем мы думали. В Одессу можно уехать любым проходящим автобусом. Мы даже не доплачивали за перевозку велосипедов.

Поломки. Наши блуждания в зарослях шиповника, боярышника и акации не прошли бесследно. Было 4 прокола (по два у каждого). Третий наш участник с безнадежно для полевых условий сломанным велом отправлен домой, Остальные уверенно прошли весь маршрут без серьезных замечаний к технике.

Думаю, что масштабность проведенной акции демонстрирует бесспорные преимущества велосипеда на подобных туристских маршрутах. А также демонстрирует достоинства туризма, как формы велосипедной деятельности.


Фотографии.

Изображение
1. Ров Тараканокого форта


Изображение
2. Внутри форта


Изображение
3. Город весь прошли, на последней улице название нашли


Изображение
4. Где-то на этом месте Петр 1 задумал строить Петродворец.


Изображение
5. Костел в Подгорцах


Изображение
6. Затерянный мир р. Стрыпа


Изображение
7. Прокат водных велосипедов


Изображение
8. Зато здесь падать не больно


Изображение
9. Автобан Киев-Одесса - это, наверно, не здесь...


Изображение
10. Дикi танцi


Изображение
11. Сквозь заросли крапивы - это удовольствие


Изображение
12. Местная тропа здоровья


Изображение
13. А где же русалки?


Изображение
14. Щас прыгну


Изображение
15. Как по бульвару


Изображение
16. А в тюрьме сейчас макароны дают:


Изображение
17. Это - не Париж


Изображение
18. Вниз, к речке, с ветерком


Изображение
19. Муравьиный мегаполис: пять секунд позирования и пять минут отряхивания муравьев


Изображение
20. Брось, комиссар, не донесешь


Изображение
21. Где-то здесь должен быть вход


Изображение
22. И лучшей дороги - не надо


Изображение
23. Велосипед ша шею - и в воду


Изображение
24. Украинская Ниагара


Изображение
25. И что это тут шумит?


Изображение
26. Две башни


Изображение
27. Здесь по Днестру мы должны были плыть...


Изображение
28. В ожидании парома. А снова вброд слабо?


Изображение
29. Великий Каменец-Подольский


Изображение
30. Бологое - это в России между Ленинградом и Москвой, а Песец - это на Украине между Берлином и Парижем


Изображение
31. Взят первый молдавский подъем. Внизу - Днестр.


Изображение
32. Еще одна станция...


Изображение
33. Типичная молдавская дорога с оживленным движением транспорта


Изображение
34. Впереди - Кодры


Изображение
35. По карте - это шоссе Р32. Но, как-то не очень похоже.