Электробайк для АМ

DH/4X/FR/DJ и все-все-все (и BMX конечно :)
Ответить
Аватара пользователя
admin
Сообщения: 15487
Зарегистрирован: Сб май 01, 2004 12:59
Откуда: Одесса

Электробайк для АМ

Сообщение admin »



В Европе сейчас настоящий бум электрических велосипедов. Их продают во всех веломагазинах, предлагают в прокат, на них катается куча народу. Причём не только в городе, но и в горах, даже регулярно видел их в байк-парках, где катался со своими группами. В страве на апхильных сегментах вокруг Сан-Фуа начали появляться какие-то барышни с комами, со скоростью в два-три раза превосходящий мою почти предельную.

Я как-то косо на все это посматривал, относился очень скептически, типа это не наш формат и все такое. Но этим летом в Альпах меня буквально заставили покататься на электробайке. Как это случилось и что из этого вышло под катом.

Немного предыстории. Я много лет катаюсь в Альпах на горном велосипеде (обычном), уже третий сезон провожу МТБ-туры во Франции. Этим летом ко мне вдруг неожиданно стали подкатывать местные с вопросами “взаимовыгодного сотрудничества”. И все, в итоге, сводилось к электробайкам. Сначала меня позвал на беседу владелец сети школ и прокатов МТБ, предлагая покатать наши группы на велосипедах с электроприводом. Я развел руками и сказал, что у нас хватает сил закрутить на обычных. Потом вдруг прикатил Серж Барнель на своем доме на колесах, набитом электробайками, шмотками и пустыми бутылками из-под пива. Серж Барнель — это такой колоритный усатый француз почтенного возраста, компанейский и с отличным чувством юмора, сам много лет в европейской МТБ индустрии, хорошо в этом разбирается, сейчас занимается электробайками Moustache, производством, продажей и организацией велотуров.



Приехал он под предлогом покатать в туре. Я сначала никак понять не мог, зачем французу, который обкатал все Альпы вдоль и поперек, вписываться в мой тур. Денег с него брать не стал. Оказалось, что он приехал посмотреть, что это за русский тут что-то мутит, что катает и главное — пиарить свои электробайки.
Пиарил он, конечно, очень грамотно: шампанское, вино, сыр, ужин с фуа-гра, фрикасе и прочими радостями. Говорит, надо делать не байктуры, а гастробайктуры. Я сначала отнекивался, как мог. Говорю, Серж, я не понимаю, как катать наши маршруты на электробайках, у нас сложные спуски, повороты, портажи опять же. Но Серж настаивал.

В один из дней после основной программы по катанию мы с участником тура Алексеем решили таки погонять на электробайках Сержа. Нам выдали 2 аппарата, Moustache Samedi FS 27/9 в комплектации race 7 (http://www.moustachebikes.com/uk/samedi_27_9_race5.html) и Moustache Samedi FS 27/9 OFF7. Я поехал на более дорогой версии вела, с вилкой пайк, 4-х поршневыми тормозами Магура. Лехе достался велик попроще с 32-м фоксом и тормозами Шимано СЛХ.



Для начала мы проехали небольшой домашний маршрут, который состоял из 700 метров набора на 9 км по грейдерной дороге, местам с очень приличным уклоном и спуск по трейлу 2-го и 3-го уровня сложности из 5. После целого дня катания мы были довольно уставшие и думали, что электробайк — это то, что надо когда неохото крутить в гору и не хочется напрягаться. Ха-ха, не тут-то было! Байки оборудованы стандартным педал ассистенсом от Бош, 4 уровня помощи в кручении педалей — эко, тур, спорт и турбо, на эко крутить приятно, очень легко, даже этого одного режима было бы достаточно для того, чтобы увидеть смысл в электротяге, следующие режимы идут по нарастающей, и мы чуть только привыкнув к ощущениям погнали в гору в режимах турбо на скоростях 20-30 км, с трудом входя в повороты там, где обычно вползаешь на 1х1 на зубах, залетели мы весь апхилл целиком минут за 15, при этом всё же это было совсем нелегко. Пожалуй, катая апхилы на таких штуках нужно одевать защиту ;)



Очень было непривычно валить на такой скорости в стены. Для нас весьма опытных маунтинбайкеров было иногда сложно читать покрытие и работать с весом на подъемах это очень непривычно из-за скорости.



В добавок нужно следить за каденсом, асист помогает только при определённом усилии на педали, то есть крутить нужно с одинаковой мощностью. На простых участках, это не сложно, а вот на техничных апхилах…



В рамках теста мы решили проехать пару трейлов вверх, это такой, элитный вид упорологии, скажем так. Ехать вверх по трейлам тяжело, ну просто предельно тяжело физически, надо чувствовать свой организм, давать ему отдыхать, перед особенно крутыми запилами, еще, конечно, требуются хорошие навыки управления велосипедом, чувство каденса, хороший баланс… И тд. А теперь представьте, по трейлу, на котором ты обычно умираешь и каждый оборот педалей и переезд через каждый корешок, камень отзывается учащением пульса и жжением в мышцах, вы теперь наваливаете с такой скоростью, что не успеваете рулить! Тот еще атракцион! Байк несется в гору так, что не успеваешь среагировать на неровности, вроде еще только до препятствия было далеко, а теперь оно бац и уже у тебя под колёсами, нужно своевременно переносить вес и рулить, конечно не забывать об усилии давления на педали, если мощность правильная — летишь как ракета!

ссылка на видео

Мозг не понимает как так может быть, а как же пострадать, позависать в трекстенде из последних сил давя педаль и переставляя переднее колесо в нужное место? Мы попробовали въехать пару каменных секций, которые едутся даже вниз не просто, сделали по нескольку попыток войдя в азарт. На 5-й раз удалось проехать, лимитирующим фактором тут была как раз не мощность двигателя, а то что мы еще не привыкли к физике таких байков. Короче, фана на апхилах было получено много!



Теперь о спусках. Как и говорил Серж, не произошло ничего необычного. Да байк тяжелый, мой весил 22 кг, это было непривычно, дергать его тяжелее, но можно, это дело тренировки. Все шпильки я проехал, где-то наклонял байк, где-то переставлял. Сложилось впечатление что если ты хорошо ездишь вниз на обычном, то и на этом сможешь ездить без проблем, а вот тем кто ездит спуски неуверенно — будет совсем тяжело из-за веса. Мне больше неудобств доставили дурацкие узкие и жесткие грипсы переменной толщины, странные, непривычные тормоза магура. На великах были установлены очень тонкие и хлипкие покрышки у меня — маунтинкинг, у Лехи вообще рокет-рон, причём с камерами. Естественно мы пробились ;) И еще один момент, я сначала удивился почему спереди стоит 29 колесо, а а сзади 27е, еще и с более мясным ободом да 36ю спицами. После наших запилов в режиме турбо в крутые трейлы и стенки натяжение спиц ощутимо прослабло, пришлось всё подтягивать. И это после всего одной покатушки в таком, правда немного агрессивном стиле.

Изображение



Наслушавшись наших впечатлений, другой участник тура, второй Алексей решил затестить это чудо. Свой Лайтвиль 301 оставил в гараже и взял Мусташ. Мы катнули маршрут с 1000 м набора, там было даже чуть-чуть портажа, где Алексею пришлось пострадать, спуск же скатил чуть менее уверенно, но в целом нормально. В итоге, вдохновился на покупку е-байка.







Лена, наш водитель шатла, так же испытала силу электротяги, когда выдавалось свободное время и не надо было никуда везти группу. Ездила на ферму за сыром и просто каталась по окрестностям, лазила бодро в стенки, в которые мы на обычных великах еле вползаем, смогла побывать наконец, в тех местах, куда бы не доехала на своем обычном легком велике, но вот по трейлам спускаться на е-байке она отказалась — когда нет уверенности с обычным, а с тяжелым и чужим электро — совсем никак. Ей очень понравилось гонять по грунтовым дорогам на электробайке. Особенно восторг вызвало то, что на таком велосипеде вечером “после работы” она смогла сделать маршрут в несколько раз длиннее и эпичнее, чем на своем обычном велике, за то же время и потратив столько же сил. По поводу того, что Серж утверждал, что с помощью е-байка более слабые смогут кататься с более сильными. Это очень спорно. Мы с Леной попробовали вместе так прокатиться. Я на своем обычном, она на электро. В апхил она уехала, я умирал и всё равно не мог ее догнать, даже примерно, вниз я поехал по трейлу, она по грунтовке. Вместе кататься не получилось. Думаю всё-таки невозможно кататься, когда в одной компании будут электры и обычные, надо что-то одно.





Скепсис я свой по поводу электробайков сильно уменьшил. Это крутая тема и она будет развиваться. Дальше производители пойдут в сторону снижения веса е-байков, геометрия уже стала нормальной, и в итоге мы получим почти обычный велосипед, но с асистенсом. Электробайки очень требовательны к технике катания. Да на нём, можно угореть по тропокатлову, но придется потратить время на привыкание — вверх надо крутить очень ровно, держать ровный каденс. И вниз на нем ехать тяжелее из-за веса и из-за внезапного мощнешнейшего ускорения при крутке педалей. Заднее колесо для электробайктрейлрайдерства надо собирать какое-то совсем крепкое, на него идет чудовищная нагрузка, обязательно на 36 спиц, а может и больше, с мощнейшим ободом — или я прям не знаю что — это слабое место.
То, что многие писали — мол, электрички = конец спорта, не согласен. Тут просто другой жанр, упороться можно в слюни, увеличивается расстояние и наборы, а усталость и нагрузка никуда не денется. И даже на подъемах появится фан.

http://twentysix.ru/blog/zagremel/128159.html

Ответить